Приказ Федерального агентства по рыболовству от 14 июля 2008 г. N 50
"Об утверждении Порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды"


Информация об изменениях:

Приказом Росрыболовства от 6 апреля 2010 г. N 301 в преамбулу внесены изменения

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (часть 1), ст. 5270; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 23, ст. 2380; 2006, N 52 (часть 1), ст. 5498; 2007, N 1 (часть 1) ст. 23; 2007, N 17, ст. 1933; 2007, N 50, ст. 6246), пунктом 5.3.15. Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2979), приказываю:

1. Утвердить Порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды согласно приложению.

2. Ввести в действие Порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды с 1 декабря 2008 года.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Руководитель А.А. Крайний

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2008 г.

Регистрационный N 12334


Информация об изменениях:

Приказом Росрыболовства от 6 апреля 2010 г. N 301 в Порядок внесены изменения

Порядок оснащения судов техническими средствами контроля и их виды (утв. приказом Федерального агентства по рыболовству от 14 июля 2008 г. N 50)


Настоящий Порядок вводится в действие с 1 декабря 2008 г.


Глава I. Применяемые в Порядке сокращения

ОСМ - отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью судов рыбопромыслового флота.

РЦМ - региональный центр, обеспечивающий функционирование ОСМ в закрепленном за ним регионе.

ЗС - закрытая сеть передачи данных, доступ в которую разрешен только зарегистрированным пользователям системы ИНМАРСАТ.

ТСК - техническое средство контроля позиции, функционирующее на основе использования космических средств (систем АРГОС, ИНМАРСАТ, ГЛОНАСС, НАВСТАР, других космических систем) и информационных технологий, включенное в ЗС, которое обеспечивает определение географических координат объекта мониторинга и передачу данных потребителю в автоматическом режиме.

АРГОС - спутниковая система определения местоположения подвижных объектов и передачи данных.

Трансмиттер АРГОС - судовой передатчик информации, работающий в системе АРГОС.

GPS (Global Positioning System)/НАВСТАР - глобальная спутниковая система Соединенных Штатов Америки, предназначенная для позиционирования объектов.

Приемник GPS - средство определения географических координат местоположения объекта в системе GPS (НАВСТАР).

ГЛОНАСС - глобальная спутниковая система Российской Федерации, предназначенная для позиционирования объектов.

Приемник ГЛОНАСС - средство определения географических координат местоположения объекта в системе ГЛОНАСС.

ИНМАРСАТ - система спутниковой связи.

ИНМАРСАТ-С - подсистема Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (далее - ГМССБ), использующая каналы спутниковой связи системы ИНМАРСАТ.

СЗС - судовая земная станция спутниковой системы связи ИНМАРСАТ.

СЗС ИНМАРСАТ-C/GPS - судовая земная станция спутниковой системы связи ИНМАРСАТ, совмещенная со встроенным приемником системы GPS (НАВСТАР).

СЗС ИНМАРСАТ-С/ГЛОНАСС - судовая земная станция спутниковой связи подсистемы ИНМАРСАТ-С, совмещенная со встроенным приемником системы ГЛОНАСС.

БЗС - береговая земная станция системы связи ИНМАРСАТ.



2.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с положениями части 2 статьи 19 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (часть 1), ст. 5270; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 23, ст. 2380; 2006, N 52 (часть 1), ст. 5498; 2007, N 1 (часть 1) ст. 23; 2007, N 17, ст. 1933; 2007, N 50, ст. 6246) и устанавливает требования к оснащению судов рыбопромыслового флота техническими средствами контроля (ТСК), обеспечивающими автоматическую передачу информации о местоположении судна, и их виды.

2.2. Порядок определяет обязательные для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота для осуществления промышленного рыболовства (в том числе прибрежного рыболовства), рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, правила, требования и процедуры, регулирующие отношения, возникающие в связи с функционированием отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов (ОСМ).

2.3. Порядок устанавливает процедуры, обязательные для лица, эксплуатирующего судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (далее - судовладелец) при оформлении заявки:

а) на регистрацию в ОСМ рыболовного судна, оснащенного ТСК, отвечающим требованиям настоящего Порядка;

б) на поставку ТСК на судно, не имеющее на борту подобного средства, на время рейса (в аренду - во временное пользование);

в) на обновление идентификационного кода, присваиваемого разработчиком программного обеспечения устройству передачи данных и блоку сообщения конкретной модели СЗС системы ИНМАРСАТ (далее - версия программного обеспечения) ТСК, установленного на судне;

г) на тестирование ТСК после установки нового ТСК, а также ремонта или смены версии программного обеспечения ТСК, включенного в ОСМ;

д) на установку на судне ТСК;

е) на очередное тестирование ТСК по окончании срока действия документа о соответствии ТСК требованиям ОСМ, которое выдается РЦМ на каждое судно после тестирования ТСК и регистрации судна (далее - Свидетельство соответствия ТСК);

ж) на переоформление Свидетельства соответствия ТСК (далее - Свидетельство), в случае смены судовладельца, в связи с заключением договора фрахтования судна по бербоут-чартеру.

2.4. Порядок устанавливает использование в качестве ТСК судовых земных станций ИНМАРСАТ-С и трансмиттеров АРГОС.

Для обеспечения гарантированного позиционирования судов Порядок допускает применение оборудования указанных систем в следующих случаях:

а) СЗС ИНМАРСАТ-C/GPS или ИНМАРСАТ-С/ГЛОНАСС при плавании судов в районах Мирового океана между 75° северной широты и 75° южной широты;

б) трансмиттеров АРГОС при плавании в любых районах Мирового океана.

2.5. Контроль выполнения требований настоящего Порядка возлагается на региональные центры мониторинга (РЦМ).

2.6. Оснащение судов техническими средствами контроля производится за счет собственных средств владельцев судов.



3.1. Данный Порядок применяется к российским самоходным судам рыбопромыслового флота с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн, используемым в целях, указанных в п. 2.2. раздела II настоящего Порядка, во время их плавания во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Каспийском и Азовском морях, а также в районах действия международных договоров Российской Федерации и открытой части Мирового океана.



Общие положения.


4.1. Регистрация судна в ОСМ и тестирование ТСК для получения Свидетельства соответствия ТСК (далее - Свидетельство) требованиям ОСМ осуществляется РЦМ на основании заявки судовладельца (Приложение 2), поданной в адрес соответствующего РЦМ (Приложение 1).

Информация об изменениях:

Приказом Росрыболовства от 19 августа 2013 г. N 620 первое предложение абзаца второго пункта 4.1 признано утратившим силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Прием заявок на следующий год начинается с 1 декабря текущего года. Срок окончания действия Свидетельства - 31 декабря заявленного года. При этом заявки на регистрацию судна в ОСМ и тестирование ТСК, указанных в Приложении 6, после 30 ноября 2009 года не принимаются.

4.2. Заявка подается в виде почтового (факсимильного или телексного) сообщения с приложением необходимых для регистрации документов, а именно:

а) заполненной регистрационной карточки по форме Приложения 4;

б) акта сервисного пункта изготовителя ТСК о выполнении работ, указанных в пункте 5.2.

4.3. Подача заявки осуществляется как на первичную регистрацию судна и тестирование ТСК, так и на получение нового Свидетельства в случае замены или модернизации ТСК, а также его программного обеспечения. При этом предыдущее Свидетельство аннулируется.

4.4. Оплата работ по регистрации и тестированию ТСК, связанных с выдачей Свидетельства, производится за счет средств судовладельца.

4.5. При смене судовладельца по договору фрахтования судна по бербоут-чартеру арендатор в случае наличия на борту судна ТСК, исправность которого подтверждена действующим Свидетельством, обязан обратиться в соответствующий РЦМ (Приложение 1 к настоящему Порядку) с заявкой на переоформление Свидетельства без тестирования ТСК.

В случае если на момент заключения договора фрахтования судна по бербоут-чартеру срок действия Свидетельства истек, арендатору необходимо выполнить процедуры, предусмотренные Главой IV настоящего Порядка.

4.6. Заявка на переоформление Свидетельства подается в виде почтового (факсимильного или телексного) сообщения с приложением:

а) заполненной регистрационной карточки по форме Приложение 4;

б) заверенной в установленном порядке копии договора фрахтования судна по бербоут-чартеру и отметкой о регистрации его у капитана порта.

В течение одного рабочего дня с момента получения заявки на переоформление Свидетельства РЦМ осуществляет ее рассмотрение и выдает Свидетельство на нового судовладельца, заключившего договор фрахтования судна по бербоут-чартеру. При этом Свидетельство, выданное РЦМ на прежнего судовладельца, аннулируется.


Тестирование ТСК.


4.7. Тестирование ТСК на соответствие требованиям ОСМ осуществляется РЦМ.

4.8. С момента подачи заявки до получения заключения РЦМ о проведении тестирования, техническое средство контроля должно находиться во включенном состоянии. Если работа ТСК в течение 10-ти суток с момента подачи заявки на тестирование не была обеспечена, заявка аннулируется.

4.9. Продолжительность тестирования ТСК с момента его включения составляет от 2-х до 10-ти суток.

4.10. При получении положительного результата тестирования, РЦМ производит регистрацию судна и информирует об этом судовладельца согласно п. 4.16 настоящего Порядка.

4.11. При получении отрицательного результата тестирования РЦМ, не позднее 2-х суток с момента окончания тестирования, направляет судовладельцу извещение в виде факсимильного сообщения или по почте с указанием причин несоответствия ТСК требованиям ОСМ.

4.12. Выявление повторных несоответствий требованиям ОСМ может являться основанием для прекращения дальнейшего тестирования данного ТСК и отказа в выдаче Свидетельства.

4.13. По результатам тестирования ТСК, указанных в Приложении 7, РЦМ имеет право потребовать от судовладельца обновления программного обеспечения СЗС и предъявления ТСК для повторного тестирования в сроки, установленные РЦМ.

4.14. Повторное тестирование осуществляется на основании заявки судовладельца (Приложение 3), поданной в виде почтового (факсимильного или телексного) сообщения в адрес соответствующего РЦМ (Приложение 1).

4.15. В случае выявления доказанных фактов искажения данных географического местоположения, выявления нарушений элементов печатной платы, оборудование к дальнейшему тестированию и применению в качестве ТСК отраслевой системы мониторинга не допускается.

4.16. Владелец судна, оснащенного трансмиттером АРГОС, приобретенным вне территории Российской Федерации, для постановки на контроль позиции судна и передачи данных позиционирования в российский РЦМ, должен подать заявление в Глобальный центр системы АРГОС (Приложение 1), в котором должны быть отражены следующие сведения: название судна, тип и идентификационный номер трансмиттера АРГОС.


Регистрация судов в ОСМ.


4.17. Регистрация судна в ОСМ производится РЦМ при положительных результатах тестирования ТСК.

4.18. РЦМ направляет судовладельцу подтверждение о регистрации судна в ОСМ в виде факсимильного сообщения или по почте не позднее 3-х суток после даты окончания тестирования.



5.1. Установка ТСК на судне, а также его диагностика, ремонт, смена версий программного обеспечения и опечатывание осуществляется сервисным пунктом изготовителя ТСК.

5.2. При очередном (внеочередном) тестировании ТСК, установке нового ТСК и обновлении программного обеспечения ТСК сервисным пунктом изготовителя ТСК проводится обязательная проверка его работоспособности и качества установки на судне, а также состава и целостности оборудования, опломбировки, отсутствия нарушений элементов печатной платы станции. Проверка производится на основании заявки, поданной судовладельцем в сервисный пункт изготовителя ТСК.

5.3. По результатам выполнения работ, указанных в п.п. 5.1. и 5.2. сервисный пункт изготовителя ТСК представляет судовладельцу и РЦМ акт выполненных работ.

5.4. В случае предоставления технического обоснования, подтверждающего сбои в работе и другие негативные факты функционирования ТСК на судне, РЦМ вправе потребовать от судовладельца проведения внеочередной проверки ТСК сервисным пунктом изготовителя ТСК в соответствии с п. 5.2.



6.1. Установка ТСК на российских судах допускается при наличии:

а) свидетельства о типовом одобрении;

б) акта технического освидетельствования ТСК (для СЗС ИНМАРСАТ-C/GPS или ИНМАРСАТ-С/ГЛОНАСС, используемых в ГМССБ);

в) включения ТСК в лицензию на судовую радиостанцию;

г) подтверждения о регистрации и об отсутствии принудительной блокировки работы СЗС в системе ИНМАРСАТ, примененной провайдером в качестве меры временного отключения СЗС от услуг связи по различным причинам (барринг) для СЗС ИНМАРСАТ-C/GPS, ИНМАРСАТ-С/ГЛОНАСС.

6.2. Запрещается использование для целей ОСМ технического средства контроля, которое одновременно выполняет функции судовой системы охранного оповещения (ССОО).

Допускается использование для целей ОСМ технического средства контроля, которое одновременно выполняет функции судовой земной станции ГМССБ.

6.3. ТСК должно обеспечивать автоматическое формирование и передачу сообщения о географических координатах местоположения СЗС, времени их определения и другую дополнительную информацию, определенную производителем СЗС по стандартному протоколу системы связи ИНМАРСАТ (далее - рапорт о позиции) судна в адрес РЦМ по ЗС, организованной центром.

Мониторинг судов, оснащенных СЗС, должен предусматривать режим передачи рапортов о позиции судна по запросу, который может быть направлен РЦМ в любой момент времени и адресован:

а) одновременно всем судам, включенным в одну ЗС РЦМ;

б) одновременно всем судам, включенным в одну ЗС РЦМ и находящимся в географическом районе, ограниченном прямоугольником, границы которого задаются РЦМ согласно правилам, принятым в системе ИНМАРСАТ;

в) одновременно всем судам, включенным в одну ЗС РЦМ и находящимся в географическом районе, ограниченном окружностью, границы которой задаются РЦМ согласно правилам, принятым в системе ИНМАРСАТ;

г) индивидуально конкретному судну.

6.4. При необходимости в ОСМ должна быть обеспечена возможность одновременного включения СЗС не менее чем в четыре ЗС РЦМ, организованные в различных зонах, обслуживаемых одним из спутников системы ИНМАРСАТ, в пределах которой СЗС может передавать или принимать сообщения (далее - океанические регионы) системы ИНМАРСАТ (по одной ЗС РЦМ в каждом океаническом регионе).

6.5. ОСМ должна иметь возможность одновременного включения ТСК в одном океаническом регионе не менее чем в три закрытые сети, при этом работа одной ЗС не должна влиять на работу других ЗС.

6.6. СЗС судов, осуществляющих свою деятельность в Каспийском, Азовском морях и акваториях Северного Ледовитого океана, может быть включена только в одну ЗС.

6.7. СЗС должна обеспечивать сохранность и защиту от искажения расписания автоматической передачи рапортов о позиции, установленных РЦМ для данного ТСК и организованных в различных океанических регионах системы ИНМАРСАТ, с момента загрузки таких расписаний до их отмены РЦМ, а также обеспечивать передачу рапортов о позиции по опросам РЦМ.

6.8. Передача рапортов при переходе их# одного океанического региона в другой должна возобновляться автоматически.



7.1. ТСК должно обеспечивать передачу сообщений, содержащих следующие данные:

а) идентификационные сведения о ТСК;

б) данные о географическом местоположении судна (широта, долгота), определенные приемником ГЛОНАСС/GPS и (или) методом Доплера;

в) дату и время определения местоположения судна;

г) курс и скорость движения судна.

7.2. Максимальная погрешность в определении географических координат местоположения судна, времени регистрации местоположения, а также курса и скорости движения судна должны соответствовать техническим характеристикам работы системы ГЛОНАСС/GPS, а также характеристикам системы АРГОС.

7.3. ТСК должно исключать возможность:

а) искажения передаваемых данных;

б) подмены данных указанных в п.п. 7.1, 8.2;

в) изменение идентификаторов и режимов работы ТСК, установленных РЦМ или производителем.

7.4. СЗС, используемая одновременно в качестве станции ГМССБ и ТСК, должна быть подключена к источнику бесперебойного питания, обеспечивающему автоматический переход на резервное питание.



8.1. Трансмиттер АРГОС, устанавливаемый на борту судна, должен иметь:

а) индикацию режима работы;

б) защиту по цепям питания;

в) интерфейсные разъемы для подключения дополнительных устройств.

8.2. СЗС ИНМАРСАТ-C/GPS, СЗС ИНМАРСАТ-С/ГЛОНАСС должны позволять по инициативе РЦМ определять через систему ИНМАРСАТ их текущее состояние, обеспечивая получение от БЗС причин невозможности продолжения связи с СЗС (станция не достижима, выведена из сети и т.д.).

8.3. СЗС ИНМАРСАТ-C/GPS, СЗС ИНМАРСАТ-С/ГЛОНАСС должна обеспечить сохранность загруженного идентификационного номера сети ИНМАРСАТ (DNID), идентификационного номера СЗС в ЗС системы ИНМАРСАТ (Member Number) и расписания в течение всего периода пребывания в ЗС РЦМ.



9.1. Выполнение судовладельцем положений настоящего Порядка осуществляется путем установки на судне в качестве ТСК СЗС ИНМАРСАТ-C/GPS, СЗС ИНМАРСАТ-С/ГЛОНАСС или трансмиттера АРГОС, указанных:

а) в Приложении 6 настоящего Порядка до 30 ноября 2009 года - для судов, оборудованных ТСК, зарегистрированными в ОСМ до 30 ноября 2008 года;

б) в Приложении 7 настоящего Порядка с 1 декабря 2008 года - для всех судов, впервые оборудуемых ТСК или переоборудуемых ТСК в связи с заменой ранее используемого ТСК;

в) в Приложении 7 настоящего Порядка с 1 декабря 2009 года - для всех судов, регистрируемых в ОСМ.

9.2. При соответствии ТСК требованиям, установленным настоящим Порядком, администрацией РЦМ выдается Свидетельство (Приложение 5), дающее право его владельцу на осуществление деятельности, указанной в п. 2.2. раздела 2 настоящего документа.

9.3. Свидетельство предоставляется судовладельцу (или доверенному лицу) на руки, по почте или в виде факсимильного сообщения не позднее 3-х суток после даты окончания тестирования.

9.4. Оригинал Свидетельства должен храниться на борту судна в течение всего периода его работы.



10.1. Капитан судна с помощью любого средства связи (ТСК, радио, телефакс или телекс) не позднее чем за 72 часа до перевода судна в эксплуатационное состояние направляет в РЦМ сообщение в соответствии с форматом, рекомендованным РЦМ. Выход судна из порта с неработающим ТСК для следования в район промысла, переход в другой порт запрещен.

10.2. Капитан судна обеспечивает постоянное нахождение ТСК во включенном состоянии в течение всего периода нахождения судна в эксплуатационном состоянии.

10.3. В случае прекращения работы ТСК из-за технической неисправности или по другим причинам капитан судна прекращает промысел, докладывает о причинах неисправности и сроках ее устранения в РЦМ и органы рыбоохраны и запрашивает органы рыбоохраны о возможности продолжения промысла.

10.4. В случае прекращения работы ТСК, капитан судна обеспечивает передачу сообщений о текущих позициях судна в формате, рекомендованном РЦМ, начиная с 12:00 универсального координированного времени (UTC) через каждые 4 часа при нахождении судна в море и через каждые 24 часа при нахождении судна в порту с помощью других средств связи (радио, телефакс или телекс).

10.5. В случае невозможности восстановления работоспособности ТСК в течение 48 часов, судно следует в порт для устранения неисправности или замены оборудования.

10.6. В течение всего периода нахождения судна в эксплуатационном состоянии допускается однократная возможность работы судна с неисправным ТСК. В случае возникновения повторной неисправности ТСК, судно следует в порт для ремонта или замены оборудования.

10.7. Не разрешается работа с неисправным ТСК судну, ведущему промысел краба. На таком судне допускается установка дублирующего ТСК, прошедшего процедуру тестирования и имеющего Свидетельство.

10.8. Выполнение пункта 10.2 настоящего Порядка не освобождает капитана судна от передачи сообщений о результатах промысловой деятельности судна и от выполнения других обязанностей, установленных правилами рыболовства.


Приложение 6
Перечень станций подсистемы ИНМАРСАТ-С, допускаемых к использованию в качестве ТСК до 30.11.2009 г.

Приложение 7
Перечень станций системы ИНМАРСАТ и трансмиттеров системы АРГОС, допускаемых к установке в качестве ТСК при первичном оборудовании или переоборудовании судов рыбопромыслового флота после 01.12.2008 г.

Режим Госграницы Вверх Формализованные бланки
Приказы по Госгранице

Контактная информация

индекс: 683032, г.Петропавловск-Камчатский, улица Карла Маркса, дом 1/1
код 41-52, Дежурный: 23-69-09, Факс: 23-25-57
E-mail: mail@svpubo.ru